Слово «роялти» встречается в хорошем качестве обозначения определенных видов вознаграждения в бизнесе. Термин имеет давнишнюю историю, но сейчас его используют в большей степени во франчайзинге и сфере бардовского права. В статье рассмотрено, что такое роялти и каковы принципы его расчета.
История и современная трактовка
Понятие роялти возникло в европейских языках много веков вспять. В переводе на российский оно значит «царский» либо «муниципальный». Ранее почти сиим предполагались выплаты монарху, выделившему что-либо (обычно местность либо ресурсы) в использование на определенный срок.
С того момента возникновения рассматриваемое понятие практически не поменялось. На данный момент почти роялти предполагают один с типов компенсаций, выплачиваемых юзером франшизы, бардовского права либо патента. Почаще всего оно воспринимает форму валютных выплат, которые переводятся раз за месяц либо квартал, если же другое не прописано в соответственном договоре.
Если же отступить от юридических определений и отдать облегченное определение, роялти является арендной платой за внедрение чего-либо. Например, земляного участка, ресурсов, склада, офисного помещения, франшизы, слогана либо логотипа.
В бардовском праве
Роялти являются постоянные отчисления за показ картин, выпуск носителей с музыкальными произведениями, книжек, также за право применять патент или лицензию на продукт либо технологию. Такие платежи выполняются лицензиатом в адресок носителя лицензии в согласовании с контрактом. Размер выплат закреплен в виде процентной ставки от выгоды, которую лицензиат получает от связанной с роялти деятельности (к примеру, валовая прибыль).
Другое заглавие роялти в этом случае – самодеятельный гонорар. Обладатель прав автора получает роялти за коммерческое внедрение его умственной принадлежности, к примеру, музыкальной композиции.
Начисление роялти обычно происходит из-за 1-го с 2-ух видов использования предмета контракта:
- физическое проигрывание, к примеру, реализация музыкального альбома на носителе;
- проигрывания в нематериальной форме, к примеру, проигрывание музыки в формате передачи.
Читайте также! Анонсы пенсионной реформы: новенькая система накопительных пенсий
Роялти и франчайзинг
Роялти нередко употребляется в предпринимательстве, ась непосредственно в таковой бизнес-модели, как франчайзинг. Это «аренда» чужого бренда, другими словами возможность за определенную плату применять его в собственной деятельности. К примеру, согласно типовому договору, франчайзи (арендатор) может применять:
- маркетинговые слоганы;
- музыку;
- изображения;
- технологии;
- методы обслуживания либо производства;
- само заглавие бренда.
Предприниматель, желающий применять товарный символ средством контракта франчайзинга, платит роялти. Это платежи в адресок компании-владельца, которые вносятся каждый месяц, ежеквартально либо любой другой прописанный в договоре период. Принципиально различать роялти от паушального взноса – однократной выплаты, производимой при покупке товарного знака.
Бизнесмен платит роялти, сначала, за узнаваемый бренд, имя, которое обеспечит ему лояльность покупателей и дозволит прирастить доход его бизнеса. Также в стоимость может врубаться часть издержек на маркетинг, обучение персонала, разные акции франшизы. Обычно в договоре прописывается, что предоставляющая франшизу фирма обязана располагать сведения о франчайзи на собственном веб-сайте.
Таковым образом, роялти применительно к описываемой бизнес-модели – это отчисления за возможность вести предпринимательскую деятельность почти готовым брендом и за поддержку со стороны франчайзера.
Размер в бизнесе
Есть три главных варианта подсчета размера роялти:
Читайте также! Как выйти с ООО в 2020: ликвидация, банкротство, реорганизация, продажа
Почаще всего роялти составляет от 1% до 5 % валового дохода определенной компании. Необходимо отметить прямую зависимость от последующих причин:
Статистика размера роялти по этим данным Интернациональной Ассоциации Франшиз (IFA) приблизительно такая:
Размер франшизы,%
6,5
4,5
10
6
7,5
8,5
Иногда встречается франшиза без роялти, в своё время бизнес-модель ординарна и плата не требуется. В критериях ограниченного стартового капитала это очевидный плюс для бизнесмена, но уравновешивающим его минусом выступает завышенная конкурентность весьза появления однотипных компаний, работающих страсть схожим либо похожим схемам.