Согласно данным агенства Автостат, с 2017 года количество российских автовладельцев, передвигающихся по дорогам без полиса ОСАГО, выросло до 3 миллионов человек, при этом цифра продолжает расти и по сей день. Во многом причину этого явления видят в изменении тарифной политики самих полисов, а также относительно гуманные штрафы за езду без «страховки», которые вскоре могут вырасти в 6 с лишним раз — с 800 до 5000 рублей. Как правительство планирует изменить ситуацию, выяснял корреспондент DEITA.RU.
Если верить правилам дорожного движения, то перед поездкой за рулем, водитель должен проверить наличие у себя трех документов — водительских прав, свидетельства о регистрации транспортного средства и действующий полис ОСАГО. По статистике, именно последнего документа российские автомобилисты чаще всего не имеют при себе во время проверки.
Сегодня отсутствие страхового полиса карается штрафом в размере 800 рублей, но так было не всегда — до конца 2014 года за такое правонарушение сотрудники ГИБДД имели полное право наложить запрет на эксплуатацию транспортного средства и изъять госномер. Но обольщаться не стоит — в феврале этого года законопроект о штрафах с камер фото- и видеонаблюдения за отсутствие страховки будут рассматривать в Госдуме во втором чтении и, по мнению экспертов, вероятность принятия этого нововведения довольно высока. Объясняется это тем, что количество ДТП с участием водителей, которые ездят без полиса, в 2018 году в 1,5 выросла по сравнению с цифрами 2017 года.
Стоит отметить, что на дорогах Приморья с конца 2018 года водители начали замечать фото- и видеокамеры, установленные в неприметных участках дорог частными предпринимателями, которые получили лицензии на ведение подобной деятельности. «По сути, эта та же камера, которая фиксирует превышение скорости в крупных городах, только более мобильная и не привязанная к какому-то конкретному объекту. Владельцем ее выступает не государство, а предприниматель, который приобретает устройство за свои деньги и получает процент от всех зафиксированных штрафов. Цена такого прибора на российском рынке варьируется от 2 до 3 миллионов рублей и срок окупаемости при грамотном использовании составляет в пределах одного года. Ну, и если будет принят закон о фиксации нарушений за отсутсвие страхового полиса, эти ребята тоже смогут им воспользоваться в коммерческих интересах», — рассказал приморский юрист Вадим Петров.
По словам Петрова, работу таких бизнесменов нельзя с полной уверенностью назвать безопасной, так как отношение общества к подобной деятельности неоднозначное. Недовольные автомобилисты периодически сталкивают с дороги приборы видеофиксации, обстреливают из пейнтбольных ружей машины предпринимателей, и всячески пытаются испортить технику, выражая таким образом протест против сотрудничества частников с ГИБДД.
Максим Низкодубов
Источник: