На днях стало известно, что компания миллиардера Агаларова
«Полина» собирается построить на Русском острове крупнейший торговый центр и
ЗАГС. Станет ли эта инициатива очередным фантомом русской национальной
гигантомании, или миллиарды наконец-то пойдут в дело? Ответа нет, ибо рухнувших
планов по застройке острова предостаточно, их анализировало ИА DEITA.RU.
2013 год. После саммита из кампуса ДВФУ еще не выветрился
путинский парфюм и ветром не разнесло по островным лесам пудру Хиллари Клинтон.
Воодушевленный вице-премьер Игорь Шувалов обещает сделать из Русского острова
«одноэтажную Америку» — застроить территорию танхаусами и отдельными
коттеджами. Отдать под это планируется 80 процентов подлежащей застройке
территории. Бюджет страны обещает закрыть финансовый вопрос, удешевив стоимость
жилья.
«Стоимость жилья не превысит 45 тыс. рублей за 1 кв. м, что
практически в 1,5–2 раза ниже, чем цена во Владивостоке», — говорил тогда
гендиректор фонда развития жилищного строительства Александр Браверман.
Таунхаусы так и остались мыслями в головах наивных фантазеров, поселок для
сотрудников ДВФУ до сих пор не достроен.
Из жилых территорий на острове по-прежнему только немногочисленные
поселения военных. Да, и большая часть территории острова по-прежнему в ведении
Минобороны.
В том же году экс-глава Приморья Владимир Миклушевский
анонсирует на острове высокотехнологичный кластер, который будет производить
автокомпоненты, прежде всего двигатели. На развитие его инфраструктуры
предполагалось выделить из федерального бюджета более 5,6 миллиардов рублей.
Научно-технологический кластер на Русском наряду с рыбным и
судостроительным с 2013 года было принято относить в Приморье к числу
актуальных. Но для того, чтобы все сложилось, должны были соединить усилия три
участника процесса: администрация Приморья, федеральные органы власти и местное
научно-образовательное сообщество. Воз по дальневосточному «наукограду» и ныне
там. А «кластеры» Миклушевского запомнились только благозвучными названиями.
Следующие руководители края предпочли «класть на кластеры»…
Миклушевский продолжил «высекать» и в 2014-ом. Глава региона
пообещал приморцам аквапарк, сафари-парк и океанариум на острове. «Остров
Русский должен стать местом отдыха для приморцев. Поэтому я поддержу развитие
здесь велосипедных видов спорта и тех, которые позволяют проводить время на
открытом воздухе», — говорил он.
Аквапарк и сафари-парк на Русском так и не появились, о них
уже давно никто не вспоминает. С большим трудом и грандиозными воровскими
скандалами и уголовными делами построен только океанариум.
В том же году было анонсировано строительство в районе бухты
Балка инновационо-культурного центра. Будущий объект замышлялся как здание
сложной формы, состоящее из двух куполов, а соединять между собой должен был
прекрасный вестибюль. Приморский «колизей» должен был стать очагом культурной
жизни на острове, но не случилось. О ситуации с центром DEITA.RU писала неоднократно. Два каркаса, охранник да собака — вот и
все культурные инновации.
В ту «золотую эпоху» планировался и мост на остров Елены.
Мост должен был быть низководным, а основной пролет – разводным, как в
Санкт-Петербурге, для удобства прохода военных кораблей. Воспоминания об этом
хранят лишь архиве интервью чиновников.
Немало разговоров идет и о Владивостокской крепости. В
прошлом году Владимир Путин одобрил идею главы Минкульта Владимира Мединского о
создании на базе Владивостокской крепости федерального музея-заповедника по
севастопольскому образцу. Реализация проекта была запланирована на первую
половину 2019 года. Но пока — тишина.
Однако большая стройка на Русском все-таки началась – на
острове строят часть корпусов Музейно-театрального комплекса за 30 миллиардов
рублей. Завершить масштабное строительство планируют к 2023 году. Процесс уже
пошел — снесен легендарный корпус «Б» бывшего ДВГТУ. Что будет в итоге, покажет
время.
Русский остров — лакомый кусок территории, имеющий огромные перспективы,
вплоть до «русского Гонконга». К сожалению, перспективы — это все, что мы имеем
на данный момент. Громкие слова чиновников вызывают лишь грустную ухмылку
обывателя — «лучше бы дороги построили». Грандиозные планы и «стройки века» на
фоне плачевного социально-экономического положения регионов, видимо, хобби
российских чиновников, а обсуждение их оглушительных провалов — хобби русской
блогосферы.
Василий
Кучин
Источник: