Некоторые размышления о «Желтых жилетах», банках и антиотмывочном законе

Вот уже несколько недель во Франции продолжаются выступления «Желтых жилетов» — граждан этой страны, недовольных экономическими действиями местного правительства. Они устраивают демонстрации, а власти отвечают им слезоточивым газом, полицейскими дубинками и арестами. Российские средства массовой информации довольно широко освещают эти события. Но, как это бывает довольно часто, некоторые аспекты действий протестующих они старательно обходят молчанием.

Это, в частности, относится к инициативе, выдвинутой активистами движения «Желтых жилетов», призвавшими протестующих французов снять все деньги со своих счетов в банках и обнулить их. Как в свое время отмечал товарищ Ленин, нет более надежного способа разрушить государство, чем подорвать его финансовую систему.

Фактически активисты призывают сочувствующих им осуществить то, что обычно называется «набегом на банк». Массовое снятие средств со счетов обычно приводит к кризису ликвидности у этого банка или банков и последующему банкротству. Поэтому, с точки зрения противостояния протестующих и французского правительства, этот призыв, если он будет услышан гражданами страны, может иметь довольно серьезные последствия для финансовой стабильности как французских, так и, как следствие, транснациональных банков.

Однако существует пара моментов, которые могут свести на нет подобные усилия протестующих. Во-первых, в отличие от твердых обеспеченных денег, которыми исторически были золото и серебро, и их запасы всегда были ограничены, такой проблемы в современных условиях, когда вместо реальных денег используются бумажные необеспеченные валюты, не существует. При желании центральный банк (или банки) могут напечатать любое необходимое количество этих фантиков, чтобы поддержать своих подопечных, переживающих набег на банк. Поскольку Франция входит в зону евро, у Банка Франции могут возникнуть некоторые сложности во взаимоотношениях с Европейским центральным банком, но, как представляется, они вполне решаемы, когда речь заходит о системно значимых финансовых институтах.

Во-вторых, может быть использован и иной способ борьбы с этим явлением. Речь идет прежде всего о законе, который хоть и называется в разных странах немного по-разному, но суть которого везде одна. Это закон, посвященный вопросу противодействия легализации средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

На первый взгляд, может показаться довольно странным, какое отношение этот закон может иметь к протестным выступлениям французских граждан. Если же немного задуматься, то самое непосредственное. Фактически он предоставляет властям и банкам широчайший арсенал средств для того, чтобы не допустить набега на банк. Или банки. С его помощью правительство, центральный банк или непосредственно коммерческие банки могут решать, выдавать ли им находящиеся у них на счетах средства клиентов их формальным владельцам. Если возможности или желания расставаться с находящимися у них средствами у банков нет, то они всегда могут на требование клиента выдать им средства или перевести их куда-то в другой банк в ответ потребовать предоставить документы, подтверждающие легальность происхождения этих средств. Или заморозить в рамках борьбы с «терроризмом».

С учетом того, что банки сами могут решать рассматривать ли предоставленный документ в качестве документа и достаточного обоснования легальности происхождения средств клиента или посчитать его «филькиной грамотой», у них оказываются развязаны руки, чтобы самостоятельно и даже без вмешательства властей свести на нет эту инициативу «Желтых жилетов». В условиях полностью безналичных расчетов и отсутствия наличных сделать это было бы еще проще.

Впрочем, банкам также ничто не мешает ввести заградительные комиссии на снятие наличных. Скажем, не более 200 евро в месяц можно снять бесплатно, а если захотят снять больше, то потребовать с клиентов предоставить обоснование для подобного действия, и если тот будет особенно настаивать, то взять с него комиссию за снятие наличных по прогрессивной шкале, когда ему или ей за снятие более 10, 5 или 2 тысяч евро придется заплатить банку в качестве комиссии, скажем, 95%, а то и все 99% от снимаемой суммы. И все согласно недавно введенным и действующим тарифам банка. Возможности для извлечения банками прибыли открываются просто фантастические.

Кто-то может сказать, что все сказанное выше — это преувеличение, и до такого дело никогда не дойдет. К сожалению, это уже текущая реальность. Разница лишь в том, что ставки пока не 95 и 99%, а всего лишь 15 или 20, но, как известно, аппетит приходит во время еды, так что и они отнюдь не за горами. Что же касается блокировки счетов клиентов под зачастую надуманными поводами вроде «подозрения в желании», то с ними клиенты банков сплошь и рядом сталкиваются уже сейчас, когда на любой свой платеж им приходится предоставлять в банки кипы бумажек в попытках доказать, что они – не верблюды.

Современная финансово-банковская система с каждым днем становится все более опасной и менее предсказуемой для своих клиентов. Количество накапливающихся в ней проблем продолжает нарастать, и в подобной обстановке желательно держаться от нее как можно дальше, чтобы, когда она рухнет, сопутствующий ущерб от ее краха для вас был минимальным.

 

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

Источник: narzur.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
55 БИТ
Добавить комментарий