В среднем за год городок Немуро получает от русских туристов 10 миллионов долларов. Еще 20 лет назад тут была полная дыра, даже электричество подавалось с перебоями. Сейчас же город расцвел. Курильчан в Немуро полно: для них приплыть в этот город за покупками — как для москвичей съездить в гипермаркет за Кольцевой дорогой. Странно, но, несмотря на очевидную разницу в уровне жизни, в объятия Японии бросаться никто не спешит. Почему?
В Японии на наши острова уже давно «назначаются» японские мэры, на картах Южные Курилы изображены принадлежащими Японии, а в школах Хоккайдо учат детей русскому языку — «на всякий случай». По этим вопросам мэр пограничного города Немуро Хироси Фудзивара (также назначенный в Токио «главой» Хабомаи) согласился дать мне краткое интервью.
— Ходят слухи, что в шельфе Южных Курил скрыты богатейшие месторождения нефти, на десятки миллиардов долларов. Не поэтому ли Япония, задыхающаяся от нефтяного кризиса, удесятерила усилия по возврату островов?
— Да, мне наши нефтяные специалисты в губернаторстве Хоккайдо тоже говорили, что там почти наверняка есть нефть… (Пауза.) Но я лично в это не верю.
— И как вы думаете: Россия возьмет просто так и подарит Японии эти миллиарды?
— Слушайте, есть там нефть или нет, не важно. Для нас это — дом.
— Я проехал весь Хоккайдо и вижу, что остров далеко не так развит, как юг Японии. Зачем вашей стране новые территории, если она не может развить имеющиеся?
— (Пауза.) Предоставьте это решать нам. Мы сами разберемся.
— Как я понимаю, вас не особенно волнует, что Япония была признана агрессором во Второй мировой войне и что эту войну она проиграла?
— Ну почему же, я это признаю. Но Курильские острова были захвачены СССР уже после того, как Япония капитулировала, поэтому надо их вернуть.
В Японии вообще не считают, что были в чем-то неправы из-за того, что участвовали в войне на стороне Гитлера. Страна до сих пор не принесла письменных извинений Китаю и Корее, где японские солдаты вырезали миллионы мирных жителей, а премьер Японии посещает храм, открытый в честь повешенных в 1946 году военных преступников. Можно представить, сколько людей вышли бы на улицы Европы, если б канцлер Германии возложил цветы к могиле Рудольфа Гесса, а тут — тишь да гладь, да божья благодать. Японцы ничуть не страдают комплексом вины за садистские убийства, как немцы, а если они не виноваты — так почему тогда острова отдали России? То, что Япония в 1951 году в Сан-Франциско отказалась от прав на Курилы, предпочитают не вспоминать.
— Как японец, я, безусловно, двумя руками за возврат моей стране Северных территорий, — говорит на отличном русском языке владелец магазина аудиотехники в Немуро господин Сато. — А как бизнесмен понимаю, что если это случится, то мне придется собирать на помойке пивные банки: 90 процентов покупателей в моем магазине — русские с Курил и Сахалина.
В среднем за год городок Немуро получает от русских туристов 10 миллионов долларов. Еще 20 лет назад тут была полная дыра, даже электричество подавалось с перебоями. Сейчас же город расцвел.
Курильчан в Немуро полно: для них приплыть в этот город за покупками — как для москвичей съездить в гипермаркет за Кольцевой дорогой. Странно, но, несмотря на очевидную разницу в уровне жизни, в объятия Японии бросаться никто не спешит.
— Нет, они, в общем-то, молодцы, — хвалит соседей «челнок» из Южно-Курильска Алексей Медведев. — Помогают, когда проблемы с отоплением, — в Кремль-то не докричишься. Но, если японцы придут, на Курилах ни одного русского не останется — всех выживут. Я в Японию уже 10 лет езжу и вижу — это даже не другая страна, а другая планета, чужих там не принимают. И зачем острова отдавать: ну дадут нам денег, проедим их, дальше что? Хреново, что организовать ничего не умеем, — вон этот городишко Немуро как на наших деньгах поднялся: какого ж черта мы чужих кормим, а самим жрать нечего?
В последние десять лет Япония рвется на Курилы так, как будто на поезд опаздывает. И это вполне объяснимо — именно в 1995 году в докладе Департамента энергетики США появились первые предположения, что в южнокурильском шельфе есть богатейшие запасы нефти. Сейчас это уже подтверждает и авторитетный сайт Gasandoil.com, и (со слов мэра Немуро) — нефтяные специалисты губернаторства Хоккайдо: ведь японцы тратят огромные деньги на разведку морского дна в районе Курил. Нефть для Японии значит очень много. Именно поэтому территориальный спор с Китаем вокруг островов Сенкаку лениво велся лет сорок, пока китайцы прошлым летом вдруг не нашли на крохотных клочках суши месторождения природного газа и подозрения на наличие той же нефти. Японцы немедленно отправили к островам катера с пулеметами, а газеты заговорили о возможности войны (!) с Китаем. Только китайцам японские угрозы до лампочки — они знай себе сооружают плавучую платформу для добычи газа и на угрозы плевать хотели.
— Кроме России, Япония постоянно «влипает» в разборки с Китаем по поводу островов Сенкаку и с Кореей по поводу островов Токдо, — объясняют в российском посольстве в Токио. — Только в отличие от России — ни в Китае, ни в Корее при опросах не находится даже полпроцента желающих подарить эти земли японцам.
Путем дипломатических скандалов Японии запретили изображать на картах спорные острова как свою территорию — а с Курилами они как хотят, так и печатают. Кстати и Китай, и Корея категорически против того, чтобы Россия шла японцам на уступки. Они прекрасно понимают, что в таком случае Курильскими островами дело не ограничится.
С этим трудно поспорить. Даже мэр Немуро (подчеркнув, что он с такими требованиями не согласен) честно сказал, что существуют в Японии такие партии, которые говорят — пусть Россия сначала отдаст нам южные Курилы, а потом уж мы заберем и все остальное: Курильские острова вплоть до Камчатки и южную часть острова Сахалин — мол, там русские «грабят нашу нефть».
23 февраля парламент Японии официально потребовал от России «вернуть четыре острова южных Курил и ДРУГИЕ СЕВЕРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ», отказавшись объяснять, какие именно «другие» — хотя и так понятно. Так что сторонники бесплатного подарка японцам за счет страны напрасно думают, что соседи радостно пожмут нам руки и отправятся застраивать небоскребами полученные четыре острова.
…В грустных телероликах, призывающих «делать все, чтобы вернуть северные территории», показывают плачущих стариков, объясняя, что у них «нет своего дома». Разумеется, бывшие японские обитатели Курил вовсе не бомжуют, тем более что эти землячества финансируются правительством. Одно из них находится в городке Бецукай, куда можно с трудом добраться на перекладных. Вот там-то и выясняется, что бывшие жители островов и их потомки не собираются возвращаться на Курилы в любом случае.
— Когда острова вернут (думать иначе кажется им кощунством. — Авт.), я, разумеется, туда не вернусь, — говорит 46-летний бизнесмен Суюдзи Ханахара, чьи родители покинули Кунашир в 1955 году. — Тут у меня дела и деньги, а на Курилах мне придется начинать все сначала. Но, конечно, я за возвращение островов Японии. Ведь сейчас мне надо получать разрешение, чтобы навестить могилы предков. Но думаю, мало кто из курильцев вернется обратно. Разве что глубокие старики, чтобы их там похоронили.
68-летний Коючи Аизава вспоминает, как возле его дома в Итурупе был пост советских солдат, которые давали ему одежду и угощали леденцами — «они хорошо относились ко мне, объясняли, что у них есть свои дети». Потом пришел жестокий приказ о выселении японцев — семье дали 20 минут на сборы: приплыв на Хоккайдо, Аизава жил в курятнике с другими семьями. Он тоже хочет умереть на Курилах, а дети и внуки туда не вернутся. Но пока живы эти люди, власти используют их «на полную катушку». Ибо понимают — еще через 60 лет повод «вернем беженцев на Курилы» просто исчезнет понятно почему, а без такого важного аргумента, вышибающего слезу у телезрителя, все будет намного сложнее.
Иногда действительно сложно понять — ну что японцы так вцепились в «Северные территории»? Деньги они в Курилы вкладывать не хотят (своя земля стоит неосвоенная), возвращаться и жить — тоже, но вся их энергия брошена на одно направление — пытаться забрать острова у России. Возможное наличие у южных Курил нефти объясняет многое, но далеко не все. Ларчик открывается просто.
Курильская гряда — это то, что объединяет всех японцев: если бы такой проблемы не было, Японии стоило бы немедленно ее придумать. У нас же острова — причина дополнительной головной боли: то электричество там накрылось, то солярку не подвезли, то землетрясение все разрушило и надо строить заново.
И это грустно. Потому что на российских Курилах сменилось целое поколение людей, считающих острова своей родиной и не желающих ее покидать — но в ярости споров редко кто вспоминает их мнение. А ведь они имеют полное право сказать японцам то же самое — есть на островах нефть или нет, неважно. Потому что это — наш дом.
*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)
Источник: